Автор Тема: История авиации Красноярского КРАЯ.  (Прочитано 1514 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Евгений-ARM

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 934
  • Репутация: 125
    • Красноярск
История авиации Красноярского КРАЯ.
« : 07 Сентября 2016, 19:45:35 »
Нет у нас на форуме такой темы .
Подумал и решил что упущение - историю надо знать.
К сожалению мне не доступны материалы, документы , все собирается доступным образом с интернета.
Иногда с ссылками на документы, иногда это пересказ с последствиями искажений и неточностей.
---------------
С чего начиналась история Авиации Красноярска .
Приведу только цитату с одного из форумов ( читая сообщения этого ника могу предположить что это возможно историк Л.Еремеева , так как она полностью дублирует написанное и подписанное именно этой женщиной цитаты) -
Цитировать
Что же касается авиации, то впервые она заявила о себе в Красноярске в 1910году, когда из центра города запустили воздушный шар! На свою беду, он приземлился в районе Качи, как уже писалось, самого хулиганского района города. Зеваки попытались прожечь оболочку шара папиросами и лишь сопротивление гондольера, да подоспевшая вовремя толпа людей спасли его от вандализма.
Первый самолет прибыл в Красноярск 04.06.1925 года. Это был своеобразный рекламный тур по городам Сибири, с целью ознакомления жителей с новой техникой. В 1926 году летчик В.А. Гладышев на самолете "Моссовет" совершил первый рейс из Красноярска до Туруханска.
---------
Спустя некоторое время в городе появился собственный самолет "Красноярец", который поместили в ангар, находящийся в 2,5 км на северо-восток от существующего красноярского ипподрома. Там же организовался и первый аэродром. Только в 1932 году самолеты перестали выполнять рекламную функцию и начали осуществлять регулярные перелеты между Красноярском и Игаркой.
 
Тут в изложении фактов есть некая путанница в датах и последовательности.
Так в этом блоге есть более детальное повествование -
http://aviator.guru/blog/43422678258/Pervyie-samoletyi-v-Krasnoyarske
Т.е. в мае 1925 года в Красноярск был привезен Сопвич .
А первым прилетевшим самолетом был -
Цитировать
Первый аэродром организовали в районе Иннокентьевского поселка.4 июня 1925 г. из Томска в Красноярск прибыл первый агитсамолет Сибирского ОДВФ – Юнкерс-Ф13 «Сибревком», пилот Николай Мартынович Иеске, механик Николай Евгеньевич Брянцев.

Историю этого самолета не отслеживал и почему он на поплавках и где снят не знаю (только чтоб вы представляли о чем речь первая попавшая фота подобного самоля)
Вот так вроде бы будет более правильно.
Дальше прочитав блог вы узнаете что наш лично Красноярский самолет собрали в конце июня и дальше он начал довольно активную агитационную жизнь.
В этом документе есть описание одного из его перелетов по Краю -
http://arhivrh19.ru/assets/files/Doklad/doklad%20Belousova.pdf
И тут опять начинается ерунда - в документе приведен снимок совершенно другого самолета , так как есть оригинальная фотография нашего Комсомольца с активом и на фото мы видим именно НАШ СОПВИЧЬ.



Есть очень качественно снятый документальный фильм.


Правда в фильме присутвуют неточности искажающие незначительно реальную действительность происходящих событий.
В частности рассказ в вертолете о первом коммерческом рейсе самолета акционерного общества Добролет - Моссовет  ( Junkers F-13 А).
Полностью и достоверно можно прочитать об этом событии с первоисточника автором которой был участник события корреспондент газеты Красноярский Рабочий В.И. Попов,  опубликованные в газете Советская Сибирь  М. Плотниковым-Сибяряковым .

Цитировать
БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ.
Последний этап Туруханской воздушной экспедиции.

Красноярск, 10. (По телеграфу от нашего спец. корреспондента).
Перелет Енисейск - Красноярск, продолжающийся, обычно, два с половиной часа, на обратном пути оказался особенно труден и чуть не сделался роковым. Только хладнокровие и знание дела летчика Голышева и борт-механика Грошева не только сохранили жизнь пассажира, но и дорого стоящую машину.
Енисейский аэродром таял. Поставленная на колеса машина, на подъеме, при полном, газе, могла провалиться, что означало — бы полную катастрофу. Решено было оставить все инструменты, багаж и одного пассажира. Но и это не гарантировало, все-же благополучный подъем.
Восьмого подморозило. Ровно в 10 часов утра «Моссовет» вылетел, имея на борту полный состав экспедиции. Трудный подъем прошел благополучно. Машина оторвалась от земли только перед снеговыми кучами, окружавшими аэродром, и взяла курс на Красноярск.
В нескольких верст от Енисейска мотор начал давать перебои. Пилот взял куре на реку Енисей, на случай вынужденной посадки. Но все время рекой идти было нельзя. У села Каргино тракт поворачивает на юг, а Енисей уходит на восток. С этого момента начинается борьба за жизнь.
Внизу тайга. с полянами, поросшими мелким лесом. Здесь спуск невозможен. Мотор захлебывается. Летчик регулирует газ. Пропеллер то звонко поет на полном газу, то стихает на малом газу. С высоты в 600 метров машина снижается на 200. Жуткие минуты. Земля и деревья то вырастают, то, при напряжённом пении винта, уходят вниз и уменьшаются.
Ветер все сильнее качает машину. В кабине — мрачное молчание. Трудно сказать, что думает каждый из трех пассажиров. Трудно знать, что думают в управлении летчики. Они—активно борются. Мы—просто ждем, жадно прислушиваемся к работе мотора и нервничаем, когда он начинает захлебываться и давать перебои.
Время тянется медленно, хотя самолет делает полтораста верст в час. Наконец в полдень показывается и село Шила Тайга сменяется желтыми полями и квадратами черных пашен. Теперь есть надёжна на спуск.
Поля плывут под звенящими крыльями вестника из Туруханского края. Заветная цель — Красноярск — все ближе. На высоте 600 метров, между Таскиным и Старцовым — он уже виден, но «Моссовет», как раненая птица, начинает искать спуск, крутясь между желтыми полями, окруженными чахлым молодым березняком.
Земля близко. Несколько раз мы готовы спуститься, но — полный газ — и машина снова уходит вверх.
Вираж. Мелькнули телеграфные столбы и березняк. Мотор выключен. Разрезая воздух, характерно поют крылья. Самолет касается земли в катится по ней.
Несколько напряженных, жутких мгновений. Мы — на земле. Летчики нас спустили на небольшой поляне, окруженной березняком. Справа идет канава. Спереди и на юг — громадный лог и березняк.
Нас подвел, в первую очередь, не изменявший нам даже у полярного круга мотор, а грязный, разбавленный водой бензин, отпущенный экспедиции в Енисейске. Кроме того, отпаялась трубка радиатора, и вода медленно уходила. В результате, мотор мог перегреться и сгореть.
Мы могли — бы быть сегодня к Красноярске, но с перегретым мотором. Острожные летчики предпочли сохранил мотор, чем долететь до Красноярска.
Корреспондент "Красноярского Рабочего" Попов, а также летевший с экспедицией заведующий Красноярским Окрвнуторгом тов. Курилович нанимают первого проезжающего крестьянина и отправляются по ухабам в Красноярск. Я, Голышев и Грошев остаемся у машины. Мы ложимся на траву и ждем - в первую очередь, хлеба, ибо мы чертовски голодны.
Через несколько часов привозят провизию. Проезжающие с базара крестьяне останавливаются и рассматривают машину. Наши товарищи, "прилетевшие" на телеге в Красноярск, приносят туда весть, что все благополучно. Ожидавшая нас с 12-ти часов дня до пяти вечера на аэродроме толпа — расходится.
Ночью к нам приезжает милиция, телефонисты и сотрудники Авиахима. Мы, как сурки, залезаем в кабину, где Грошев устроил прекрасный ночлег, и крепко спим там до 6-ти часов утра. Утром мы приготовляем площадку для подъема и чиним мотор. В 12 часов дня все готово. Крутом нас — целый базар крестьян. Я залезаю в кабину и разваливаюсь на диване. Машина облегченная на два пассажира, эластично отрывается от земли.
Ровно через 15 минут мы спускаемся на прекрасном красноярским аэродроме.
Выходим и жмем руки поздравляющим нас с окончанием первого в истории Сибири перелета Туруханск - Красноярск.
М. ПЛОТНИКОВ-СИБИРЯКОВ.

Т.е. мотор перед Красноярском не заглох , его просто не стали гробить и произвели посадку чтобы его не убить.
Самое интересное Моссовет еще жив и есть такое фото ( хотя возможно это очень качественно сохранившаяся старая фотография - но в дали мы видим плакат ( транспорант) Казань и нет графических моментов тех времен в написании , некоторые вещи на фото старые , но бокс выполнен из бетона , короче чудное фото) -

Но где он находится и кто им обладает ..............
А вообще если кому интересно можете почитать историческое расследование на этом ресурсе -
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=1210
-----------------
Есть еще один очень интересный документ истории Авиации Красноярска -
http://gnkk.ru/upload/iblock/cd1/cd12ab5a2c260710446ede300d725558.pdf
----------------------
По мере появления каких то еще интересных моментов буду дополнять.