Автор Тема: Проблемы наших моторов - подшипники...  (Прочитано 4715 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Евгений-ARM

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: 234
    • Красноярск
Хочу немного поднять проблему моторов и касаюсь только бензиновых , так как из-за их размеров это особенно актуально.
И так проблема в основном связана с простым на первый взгляд узлом , но несущим нам кучу неприятностей - носок и подшипники.
Причем это актуально не только для китайцев , но и для многих брендов.
Разница лишь в том что  хорошая фирма знает об этом и делает максимальное усилие что бы хоть как то решить, а некоторые по своей глупости ставят задачу легкого зарабатывания денег и не имея под собой ничего святого кроме комерции , даже чувства стыда за своё кривое рукоделие.
--------------------------
Самое первое что нам несет - разница материалов всего узла -
Стальной вал , стальные подшипники и алюминиевый корпус ( носок) подшипникового блока.
Для начала прописные истины -
1) Температурный коэффициент линейного расширения алюминия  - 22,2 (10-6 °С-1)
2)  Температурный коэффициент линейного расширения стали - 13,0 (10-6 °С-1 )
Но это обобщенная инфа не учитывающая различные сплавы и их свойства
Для примера окись алюминия имеет уже куда другой коэффициент - 5,4 , а магний который может присутствовать в составах уже имеет 25.
Стали тоже имеют различный коэффициент - к примеру сталь нержавеющая аустенитная 304 ( это буржуйская марка ) приближается к чистому алюминию -  17,3 . а такая же сталь но марки 310 - 14.4
Т.е академические числа ничего не дают , материал мотора живет и может сильно отличаться, и просто от балды нельзя ничего делать.
------------
Так же приведу простой эксперимент с мотором , к которому хоть у меня и есть симпатии , но который выполнен очень безобразно - это конструктор пизж***ых технологий , которые так и не свели ( не довели) до конечного и правильного продукта.
Крыса 26 -
Делаем первый замер при такой темпе -

Я даже не замер делаю а просто отбиваю 0 на комнатную температуру...

Дальше нагреваю носик для очень примерной рабочей температуры ( производитель (уважающий себя и пользователя) мотора обычно дает рекомендацию по рабочей температуре и этот параметр сильно отличается у разных брендов).
Так же носик обычно имеет темпу ниже головки цилиндра.
Но не суть -

И делаем замер -

Как вам результат ?
Что за гуано они используют в качестве люминия , такой бешенный коэффициент расширения .
размер ушел на 0,8мм .
Дальше охлаждаю картер до такой темпы -

и делаю замер -

Как вам результатик , впечатляет ?????
Это первая точка начала всех проблем любого двигателя, не только бензинового.
Это я сделал замер только диаметра обоймы подша , но у нас еще и длинна носика изменяется и приносит пачку проблем .
Вот так я и поставил крест на крысе - имея три мотора и попытка что то получить вразумительное простыми методами не приносила успеха. Такая же хрень постигла и другой мотор РСГ-20 .
Первое что я получал - проворачивание подшипника , стоило попытаться с мотора получить весь его потенциал.
Пока мотор работал в режиме наглядного пособия , все было более менее , но стоило его начать эксплуатировать на хороших нагрузках ( вес модели слегка тяжел , или еще какие моменты где на повышенной мощности начинали расти нагрузки и температуры ) подшипник проворачивало в обойме и если вовремя не заметить то сжирало обойму .
А когда начинаешь замечать - когда поплыли режимы , уже все поздно .
Кто бы что не рассказывал в виде различных сказок - картеру пришел пипец - нужно делать промеры что бы понимать , а не просто на глазок.
Так и Этот крысеныш сожрал последнее святое что я имел к мотору и я получил такое -

Провернуло обойму. Причем если я вымою чернуху , на глазок вы не увидите ничего аномального .
Но глаз не прецизионный измерительный прибор, замеры показали что подш сожрал и при этом эллипсом 0,5мм...
Передний подш еще  можно продолжать эксплуатировать, он крутится без подкусывания и легко - он практически не пострадал , если не считать что диаметр наружной обоймы и она сама по наружи потеряла размер и геометрию .
Но вторая проблема - отсутствие уплотнения  в носке и долбанный китаец заставляет сальники подша выполнять роль, на которую подш не рассчитан. Пульсацией давления вымыло с коренного подша смазку , и чернуху из под обоймы переднего подша прососало через коренной подш и убила его -

Подш захрустел по двум причинам - работа без смазки и на опилках из под обоймы переднего подша .
На фото вспышка обесцветила , но в живую видно как чернуха просачивалась сквозь коренной подшипник.
Китайский "академик" попытался решить одну из проблем мотора добавив распорную втулку ( об этом чуть позже) -

Но исполнение в целом результата не дало.
Я так же набросал эскиз чтоб порассуждать на тему проблем и было проще пояснить все моменты .
***************************************************************
Вот пока беглое так скажем вступление .
Мотор я попытаюсь очередной раз ( это уже будет последний раз) довести до разумного состояния .
Но боюсь как однажды мне сказал Калмыков - мотор сделанный изначально из неправильных материалов , так и останется неправильно сделанным мотором.
Но терять уже нечего .
Подобная тема недавно возникла на дезине -
http://forum.rcdesign.ru/f89/thread359836.html
Не буду комментировать -  >:(  8)   :'(
****************************
И так чуть позже продолжу , я просто пока озвучил проблему всех модельных моторов.

Оффлайн Евгений-ARM

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: 234
    • Красноярск
Re: Проблемы наших моторов - подшипники...
« Ответ #1 : 15 Июля 2014, 22:19:34 »
Пришло время продолжить тему.
Дело в том что эта работа сдерживает еще два мотора кроме крысы.
Это РСГ-20 , с такой же проблемой и ДЛЕ-20 РА которому нужно просто проточить под сальник картер.
А держит все эта вот болванка -

В наше время даже кусок стали найти проблема .
Поэтому по низходящей по размеру с неё нужно сделать ( переделать эту) под три размера.
Сначало проточить крысу, потом РСГ и потом ДЛЕ.
Моему станку эта ноша оказалась трудоемкой , так как диаметр заготовки 80мм .
А если учесть что это поршень какого то гидроцилиндра , то драть её после работы пришлось три вечера.
Жара еще к тому же и станок грелся не по детски ( у меня холодильник не притронутся к стенкам , как калорифер) .
К этому времени собрались необходимые комплектующие .
Приехал подшик нужного размера -

Всем хорош магазин Boca Bearing , только почта работает медленно и подш ехал 2 месяца.
Я выточил сразу два бондажа с наружным размером 28,6 и 29,0 мм , так как не знал насколько разбило обойму картера и сколько прийдется расточить.
А после установки картера на оправку, до последнего момента снимать нельзя ( повторно в нули не выставить) .

 Поэтому приготовился заранее.
Картер одевается на оправку на горячую.
Я чуть ранее запутолся в нулях, но замеры оказались правдивые , посадочные размеры я увеличил под посадку на 0,4мм и нагретый картер залетел на оправку легко ( что за алюминий ????).
Дальше подъехала еще одна вещица , которую ждал тоже полтора месяца -

Зачем она ?
Это прецизионный угольник для планшайбы , позволяет к примеру растачивать картера.
Прошлые картера оказались очень криво расточены.
Промерка этого меня удивила -
перед -

Зад -

Фантастика они даже сделали выкос почти как нужно 0,008мм ( нужно вообще то 0,005мм) и в нужную сторону.
Дальше момент очень даже интересный.
Случаи ремонта этого мотора по другому - попытка обмануть себя.
Это я про то что запресовывали обоймы подшей а потом другой подш вставляли и пр.Короче лечение фольгой и пр. народно-дерибасовским способом .
Дело в том если провернуло обойму подша в картере , то картер разбивает и съедает элипсом.
Там очень приличная нагрузка от винта и его сил, от воздействий ЦПГ на коленвал и пр.
Короче вот проточил 0,18мм и эллипс еще не ушел -

Мне чтобы убрать эллипс пришлось расточить обойму на 0,25мм.
Поэтому что бы выполнить корректный ремонт , нужно делать так как делали мои деды, отцы и я по их науке.
Все остальное попытка обмануть самого себя.
---------------------------------
Через пару дней продолжу по мере процесса .



Оффлайн Olegan

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 801
  • Репутация: 58
    • Норильск
    • rc-box.ru
Re: Проблемы наших моторов - подшипники...
« Ответ #2 : 16 Июля 2014, 10:36:33 »
Женя, мне как то один старый спец по моторам скорстник рекомендовал несколько другой способ:пртачивается внешняя часть картера в месте установки подша на осевое выравнивание, затем на очень охлажденный люминь с наружи напрессовывается разогретое стальное кольцо выточенное с заходом, чтобы не задрать карьер а обжать.
Подшипник может устанавливаться как до обжима если картер новый либо после подгонки посадочного размера. Ко всему этому еще витала идея установки шифта в торец внешних обойм подшипников исключающих их проворот . Делали они так в молодости на не очень удачных моторах или сильно подушатанных
Сам так восстанавливал в начале девяностых два ритма (не штифтовал) , отработали ресурс 2,5 куб  и еще в абгрее 3куб , на радио моделях, с морковками естественно . 
Может пригодится способ.

Оффлайн Olegan

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 801
  • Репутация: 58
    • Норильск
    • rc-box.ru
Re: Проблемы наших моторов - подшипники...
« Ответ #3 : 16 Июля 2014, 11:06:40 »
Делали так потому что порой из за недостаточной жесткости и объема  используемого материала в картере внутриние бандажи так же как подшипник со временемначинают вываливаться

Оффлайн Евгений-ARM

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: 234
    • Красноярск
Re: Проблемы наших моторов - подшипники...
« Ответ #4 : 16 Июля 2014, 22:34:33 »
Делали так потому что порой из за недостаточной жесткости и объема  используемого материала в картере внутриние бандажи так же как подшипник со временемначинают вываливаться
Ранее сказанное не буду коментировать , тем более если вы имели в виду Владимира Краповинского...
Вами сказанное частично справедливо относительно малых моторов .
Но я сразу сделал акцент про бензиновые двигатели и причина в размерах деталей.
Если использовать просто наружный бандаж в моем случае есть два но которые дают колоссальный минус затеи.
1) как не ставь бандаж - эллипс и приличный никуда не уйдет.
2) Наружный бандаж может при нагреве просто оторвать обойму если она будет из стали.
---
Да осажу я обойму наружным бандажем , но элипс уже значительно приличный .
Он мог дать результат если бы это был просто просаженный и при этом незначительно , новый картер.
Шпонка - использовалась  для коренного подшипника , передний фиксировали поджимной гайкой.
Смысловая нагрузка стального бандажа в том что бы обеспечить правильную посадку пошипнику с натягом который бы не деформировал обойму подшипника . Подшипник садится с натягом 40-80 грамм .
При этом этот натяг останется постоянным при любой температуре картера.
А в чертовом китайском картере такой "материал"( я опасаюсь это назвать алюминием ) что не поддается оценке.
При этом они сделали еще одну ошибку - толщина стенки обоймы переднего подшипника аж целых 2.14мм , что для столь огромного подшипника просто не о чем . Поэтому наружный бандаж ставить заставляет сама жизнь . И наружный бандаж будет из сплава АК4-т . Не дюраль ( дюраль для моторов материал крайне не удачный из-за своих свойств ) , не сталь ( приличная разница расширения оторвет обойму , так как алюминию деваться некуда будет и пара нагревов и китайский материал сначала начнет копить напряжение и потом трещины и обойма в конце концов отделится от картера).
Так что в процессе остальные мысли в слух моего подхода и немного другая школа моторостроения .
******************************
Дальнейший процесс -
Приготавливаюсь к процессу запресовки бандажа -

Молоток не попал .
Очень тонкая толщина стенок мгновенно остужается в разогретом картере.
Бандажик смазал локтайком , картер разогрел до 250 градусов.
И все равно не успел - половину ширины бандажа пришлось досадить легким ударом молотка.
Остыл картер почти мгновенно. Но и акцент был чтоб посадить бандаж так чтоб он не провернулся при нагреве вместо подшипника.

Пока торцанул обоймы .

Сейчас все полностью остывает , и дальше расточу внутренний диаметр под притирку и посадку с натягом 40-80 грамм.
К сожалению пока опять притирка .
Не успел доделать шлиф головку для токарного ( нужно шестерню резать под ремешок).

Оффлайн Евгений-ARM

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: 234
    • Красноярск
Re: Проблемы наших моторов - подшипники...
« Ответ #5 : 16 Июля 2014, 22:51:58 »
Еще одна "веселая "картинка , которая заставляет делать лишние телодвижения -  на тему как они моторы делают Х.З. , но руки отрывать нужно -

Видно очень плохо как ни старался подсветить и лень вытаскивать эндоскоп.
Вот как расточена втулка картера , почему такое смещение ?????????
Куча вопросов и минимум ответов .
Но втулка картера имеет щербину после литья и эта щербина не ушла при рассточке.
И это заставляет насторожиться что втулка не может использоваться для центровки обойм подшипников.
Поэтому я использовал посадочные - полость картера и посадочное коренного подша - это в любом расскладе растачивалось с одного раза и может служить базовой опорой.
Это заставляет картер расстачивать практически заново , даже для установки сальника.
Но к этому подойду когда дойдет до сальника.

Оффлайн Евгений-ARM

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: 234
    • Красноярск
Re: Проблемы наших моторов - подшипники...
« Ответ #6 : 17 Июля 2014, 01:04:32 »
Протачиваю максимально возможное количество поверхностей для возможной в последствии установки  для росточек - втулка , плоскость задней крышки . Протачиваю под наружный бандаж переднего подшипника.
Все картер можно снимать и функция оправки исчерпана .
Жарим наш картер как курочку на вертеле , нагревая до 158 градусов -

И картер после промывки на столе ( блин а про краску писали на баллоне что на эпоксидной основе - слезла после промывки в растворителе -- вруны)...

Вот и 30% работы сделано .
Дальше по мере процесса.
*******************************

Оффлайн Евгений-ARM

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1217
  • Репутация: 234
    • Красноярск
Re: Проблемы наших моторов - подшипники...
« Ответ #7 : 07 Октября 2014, 01:51:17 »
Всколыхну тему , так как она получила довольное интересное продолжение.
Доработку моторов заморозил, ожидаю когда сойдется для смены патрона станка .
Патрон для работ с моторами ни к черту.
Сам он вполне выполняет свои функции , но это маленький патрон всего 100мм  и площадь зажима заготовки не выдерживает нагрузки . Материал проминается во время работы , особенно интенсивно если схватишь дробленку и заготовка а еще хуже оправка получает бой сразу в 0,005мм .
Это совершенно не допустимо.
Поэтому в ожидании когда разгребу свои головняки и высвободится несколько баксов на поимку этого патрона -

С переходной шайбой.
Без этого какие то расточки - убийство двигателей.
------------------------------------------------------------------------
Но вот что нарыл после последних полетушек.
Предистория - прошлой зимой приготовил себе ДЛЕ-20 .
Были заменены подшипники на самые крутые от бока беаринг .
У ангельского лорда купил поршневые кольца.
Удавлен объем картера до минимума на что позволяет конструкция мотора.
Карбик был оптимально подобран на предел скоростного патока .
Новый цугундер, шатун, коленвал, поршень .
---------
Пока работал на старой работе еще весной я отлетал на моторе примерно 10-15 часов в мае месяце.
График позволял часто посещать свою полосу.
Мотор работал идеально - ходил за стиком как электрический.
Холостой ход держал идеально и небыло намека на попытки заглохнуть после длительной работы на холостом ходу или каких то манипуляциях газом .
Но было маленькое НО - он почему то потерял 400-500 оборотов .
С винтом 17х6 он крутил 8200 и ни копейки больше , хотя раньше раскручивался до 8700 легко с этим винтом.
Но у мотора упала компрессия.
так как еще летал на старой Экстре и она была слегка тяжелой , то просила чуть больших оборотов и слегка мне не хватало потерянных оборотов , когда хотелось пришпорить с вису и пр.
Сняв цилиндр я обнаружил , что кольцо лорда ангельского не к черту .
Зазор в замке вырос до 0,8-0,9мм , износ по толщине тоже приличный .
Я поставил родное новое кольцо и буквально после трех полетов начались траблы.
Мотор не только вернул свои старые обороты но и прибавил.
Но буквально на третьем полете сорвало режим .
И чем дальше тем хуже .
Реакции на иглы пошли не адекватные .
И самое главное это не несло систематики и мотор мог подохнуть в воздухе.
Сначало я грешил на карб и раза 4 его перебирал и мыл . Последний раз используя термоядерный очиститель для карба я его убил - разбухли резинки и самое главное разбух клапан в основном питателе.
Плюс давлением струи в канал выдуло резинку этого клапана и обратно она уже не зашла в свое место.
Скосткое поведение мотора подвело к тому что я разбил Экстру от Аэровокс ( первую - старую) .
Мотор сдох выбрав совершенно не удачный момент .
--------------
Летом когда началась жара. Уже на новой модели траблы продолжились .
Мало того начал еще вскипать бенз в карбе в сильную жару когда одевал капот .
Это помимо того что сам мотор продолжал дурить.
И опять подломил новую экстру - опять мотор сдох и подкараулил момент не самый удобный для корректной посадки.
----------------------------
И вот в эту субботу я нашел  причину моих проблем.
Виновником в моих проблемах этого сезона стал КИТ для мотора ДЛЕ-20 от бока беаринг.
Чертовые подшипники ...
Какие бы китайские ( родные ) подшипники не были гавеными , но они ставят подши не совсем простые -

С лева родной подшик которым комплектуется мотор.
С права дорогущий подш с боки .
Кто увидел разницу может взять пирожок ...
Внутренняя втулка подшипника родного подша имеет проточку .
В этой проточке работает буртик резинового сальника подшипника.
Как и писал ранее очень мерзкий вариант уплотнения мотора и через какой то промежуток времени приводящий к проблемам.
Но у подша от боки втулка вообще ровная и не имеет проточки - резинки работают прямо по гладкой поверхности втулки .
С небольшой нароботкой и резиночку съедает + высасывает всю смазку с подша до сухого состояния.
И если уплотняется подшик и мотор , то кратковременно пока не начинает работать мотор.
Разгоняет остатки смазки и высасывает их и получается такой сквозняк в картер , который даже на китайском сухом подшипнике не происходит.
На фото подш другой с набитой мною смазкой ( приготовил ранее на ДЛЕ20РА ) .
-----------------------------------------
Вспоминается старая поговорка - мал золотник да дорог.
Сезон мне супер подши обгадили и создали такой головняк .
Так как голову сносило о причинах болезни ранее идеально работающего мотора.
Я знал что такое происходит , но это происходило не так быстро - каких то 15 часов налету .
И самое главное не с такими симптомами - влоть , до того что перестовал работать насос карба.
-------------------------------
Еще раз тема к тому что нужно в наших моторах делать правильное уплотнение.
И не виной даже сами подшипники и тем более бока .
Конструктивно в подшипники не вкладывают функцию держать пульсацию давлений.
Максимум что от резиновых сальников требуется герметизация от попадания грязи и жидкостей.
Китайцы в угоду удешевления и упрощения конструкции делают так как технически не имеет прав на существование.
------------
Ладно как будет патрон  и как, и собирался моторы будут переделываться.
Если большие кубики не чувствительны к подобным недостаткам (у них так не сносит режимы) , мелкие моторы капризы и приносят куда большие проблемы по этому моменту.