Сразу скажу - проект не готов , так как если бы его продолжил , то имел бы сейчас кордовую модель, но небыл бы готов к этому сезону вообще по радийкам. А чтоб не потерять фоты решил выложить то что успел сделать в свободное время от работы.
------------------------------------------------------------------
Что нам говорит вики на тему этого слова -
Длительное время ностальгия считалась болезнью
Вот зимой и меня посетила эта болезнь. И спровоцировало на это несколько моментов.
Я не был пилотажником кордовиком . Но иногда строил дранки и по пацанству на отвлеченные темы , для того чтоб разнообразить свой кругозор.
И вот шарясь по дезину там обнаружил маленький бум на тему кордовых пилотажек на КМД.
И очень меня так поддели поучения "гуру" Ярослава Ямпольского .
Я не претендую на его навыки пилотирования на готовом и покупном . Но увы в плане навыков изготовления он явно не далек.
А его попытки поучить лапотную тем более вызывали некий скиптицизм.
И вот на этом фоне мне захотелось сделать очередное отступление .
Тем более что то нахлынуло из прошлого.
-----------------------------------------------------
У нас в прошлом было два прецедента хороших пилотажек .
Первая контурная была изготовлена Самусенко - моделька классика , но эту модельку нужно было видеть и держать в руках , чтоб оценить её качество .
Там невозможно было найти ни одного милиметра не вышкуренной до идеала поверхности .
Даже небыло следов от шкурки .
Модель была отшлифована во всех мельчайших деталях и просто покрыта эмалитом .
Вторая уже объемная модель была производства Александра Брюханова.
Качество изготовления если и уступало от модели Самусенко , но ооочень незначительно.
При этом полетный вес модели был в районе 750 грамм .
Попытки скопировать и изготовить подобную модель никому не удались .
Тогда пытались повторить Вова Ковалев , Вова Лобастов с отступлением в виде формовки - неудачно .
Модели выходили явно тяжелые и пилотажные свойства страдали.
-----------------------
Вот и я решил попробовать что у меня сейчас получится.
Но хоть у меня и есть КМД , но добывать несчастные граммы эфира для того чтоб оживить мотор не вносили и малейшего энтузиазма . При этом у меня давно пылится мой первый 4Т мотор от Осы в 30-м размере.
Я считаю что если что то хочешь сделать наиболее удачное нужно начинать с фурнитуры и пр. И потому имея на руках то что нужно уложить компактно легче проектировать будущую технику.
Начал с бака .
Бак вроде бы простая тема , но тем более в кордовках это особая тема , а тем более когда речь идет о пилотажной модели .
Поэтому сделал сначала деревянный домик и по нему сделал выкройку и согнул сам домик
Жесть использовал кажется от банки Винса ( мазута для хим промывки форсунок - там жесть толщиной порядка 0,25мм - тоньше чем сейчас делают банки из под сгущенки).
Сделал донышки -
И тут я погорячился , так как подумал об своей ошибке после того как спаял бак.
Я сделал донышки краской внутрь бака , а метанол начнет краску растворять и поплывут лахмотья по топливным трубкам .
Придется до эксплуатации принять меры чтоб какой то смывкой для краски исправить свою ошибку.
Пеногасящая перегородка - раньше впаивали просто жестяную стенку с отверстиями .
Я решил это упростить используя сетку от масленого фильтра авто двигателя .
Сразу прихватил заборную трубку в нужном месте и вот так у меня встала перегородка
Прихватил заправочную и дренажную трубки , организуя бак не проливашку
И вот имея уже минимум я смог начать изготовление самой модели
Чтоб не утяжелять модель я взял бруски бука 6х6мм и армировал стеклотекстолитом
Что дало прочность намного выше чем более толстые бруски моторамы с минимальным весом
Заборную трубку вывел строго напротив штуцера карба и расположил бак так чтоб обеспечить идеальную подачу топлива в различных положениях модели .
Все минимальной длинны .
Дальше уже пошел остальной процесс -
Крыло классика - прямое без каких то извращений типа тропеция ( я в первую очередь строю себе не пилотажку серии про, а просто пилотажный тренер без уклона на всякие про и пр. ) , трапеция у крыла будет только за счет элеронов .
Не знаю из чего французы делают упаковочную фанеру , но она очень легкая и чем то напоминает абачь или какая то фруктоза.
Фюз будет не цельно зашитый - он будет обтягиваться пленкой и на это акцент о возможной экономии веса .
Причем кордовики эту технологию приняли на вооружение довольно поздно , примерно в 87-89 году, когда на мир приехал итальянец у которого вся модель была обтянута пленкой.
Мы же в наше босоногое детство пилотаги делали с минимальной обтяжкой в основном крыльев . Все зашивалось деревом и потом микалентной бумагой на эмалите, с последующей окраской.
Ничего в нашем мире не вечно . Баки тоже имеют свойство ржаветь и пр. явления их постигают .
И как помню смена бака это тяжелое явление как для модели , так и хозяина модели .
Поэтому я заранее предусмотрел такую ситуацию.
Я сделал окно в фюзе которое будет закрываться накладкой , позволяющее снять бак при необходимости .
Ну и фюз стал получать общие очертания -
Чертеж предварительный я накорябал и как всегда на бумаге - чисто рабочий без намека на какие то копирования и пр. моменты.
Появились шпангоуты и стрингеры гангрота
Ну и после зашивки фюзик принял такие очертания
Все дрова пилил дома на своем станочном парке
Пришло время для изготовления мордули у фюза .
Верхняя часть цельнодеревянная с непонятно легкого дерева.
Крепление двигателя - самый ответственный момент.
Резьбы не долговечны , и они срываются со временем .
Поэтому я сделал закладные планки , которые в случае оказии легко можно сменить
И вот фюзик стал таким -
Ну чтож сравним для общего представления моторы - КМД и ОСлу
Моторы по габаритам практически одинаковые
Да если честно, ОСла не намного превосходит КМД и я их оцениваю практически одинаковыми
С маленьким минусом - Осла тяжелее почти в два раза - КМД весит 175 грамм без глушителя , ОСла весит 295 грамм с глушителем.
С низу фюз стал таким .
Там нужно организовать канал охлаждения .
Капот - сам капот планирую вытянуть из лексана - прочности от него никто не просит, за то тонкая скорлупка будет иметь минимальный вес.
Взгляд в интимные места фюзеляжа -
И вот я подошел к крылу и можно зашить пока одну половинку лобика
Все крыло пока зашивать нельзя - нужно установить управление, так как потом уже будет не добраться
А управление тут особая строка .
Раньше в лучших испонениях управление втулили . Но раньше найти качественные и тем более закрытые шариковые подшипники было не возможно. Слышал так же версию от пилотажников , что многим люфты помогают , прощая ошибки в пилотировании . Ох не знаю , я не пилотажник - где там бред а где правда.
Но я считаю что оттачивать навыки нужно на идеальной технике , а люфты это как раз то что вносит эфект не неконтролируемости .
Дальше бугор из-за бугра ( вот так коломбур получился , но реплики из пендосии иногда просто вводят в шок) я категрично не хочу даже в простейшую дранку вносить элемент не надежности типа пластиковых качалок и пр.
Буду делать хорошо , плохо уже и возраст не позволяет и пусть это и не видно, но стыдно .
И так качалка фрезерованная с Д16Т и чтоб уменьшить вес не потеряв в прочности имеет облегчения.
Качалка имеет обоймы чтоб зафиксировать подшипник и уменьшить люфты
Дальше все собирается на локтайке , чтоб не раскрутилось от вибрации в полете
И я получил такую качалку
Дальше фрезеруются такие элементы для усиления лонжеронов и крепления качалки
И вклеиваю
Вот с такими удивленными глазами Анфиса периодически смотрела на чудачества хозяина.
Дальше изготавливаем ось качалки с одним требованием - сборка прессовая оси и втулки
Плюс сборка проводилась на локтайке
Получаю такое
После обрезки лишней длинны нет и намека на сборную конструкцию.
Фрезерую дополнительные деревянные ложементы под оси качалки
Тут не надо не дооценивать возможные ситуации . Я хоть и не собираюсь выступать на этой модели на соревнованиях, но так же тех проверка тоже вещь очень серьезная .
Вот так это будет устанавливаться
Вот примерно на таком приостановился проект , так как весна дала намек что пора готовить и другие дранки и нужно поставить запятую.
Так что до следующей зимы пока все лежит в стороне ....